Программа повышения квалификации "Основы группового анализа"


Учебно-тематическая программа предмета «Введение в групповой анализ»

Тема 1. Определение, цели, основные понятия группового анализа.
Определение группового анализа.
Цели групповой работы – развитие навыков коммуникации, развитие осознанности, способности устанавливать отношения с другими, корректировка поведения благодаря откликам участников группы.
Основные понятия группового анализа: групп-аналитическая ситуация; групповая дискуссия (групповая ассоциация); структура, процесс, содержание; первичная матрица, групповая матрица; социальная природа человека, персональное и социальное бессознательное; системный подход: люди, группы, организации в динамическом равновесии.

Тема 2.
Место группового анализа в системе других направлений групповой работы.
Система координат для классификации подходов групповой работы.
Сравнение группового анализа с другими подходами в представленной системе координат.
Место группового анализа в системе динамических направлений групповой работы.

Тема 3.
Особенности работы в групповом анализе:
изменение участника в группе, посредством группы, а не с помощью упражнений или ведущего;
групповая ситуация, ее особенности и отличия от других подходов;
групповая дискуссия (групповая ассоциация), её отличия от индивидуальной ассоциации;
манифестный и латентный уровни групповой ассоциации; уровни взаимодействия в группе: текущий уровень или уровень социального взаимодействия, уровень переноса, уровень проекции, первичный уровень.

Тема 4. Области применения группового анализа:
социальная сфера (адаптация, социально-психологические отношения, работа с коллективами и организациями для установления рабочего климата);
научение индивида эффективному взаимодействию на личном опыте отношений в группе;
личностный рост и развитие;
формирование профессиональной идентичности специалистов помогающих профессий и других специалистов, работающих с людьми, выработка необходимых для специалистов коммуникативных качеств и навыков;
профилактика профессионального выгорания.
профессиональная и личностная поддержка специалистов в рамках профессиональных союзов и объединений.

Тема 5. Виды групп и групповой сеттинг в групповом анализе
Виды групп и условия их применения в зависимости от стабильности состава участников, числа участников, однородности состава участников, продолжительности группы и задач, стоящих перед группой. Зависимость между отдельными видами групп.

Учебно-тематическая программа предмета «Подготовка и проведение группаналитической группы»

Тема 1. Подготовка условий для проведения группы.
Планирование, подготовка и поддержание условий для проведения группы: определение места, времени, частоты сессий, общей продолжительности групп, оплаты, вида планируемой группы. Особенности подготовительного этапа при работе с организациями. Поддержание условий проведения группы в процессе её проведения.

Тема 2. Формирование группы.
Подбор участников группы: правила подбора, критерии включения и исключения при наборе в группу. Подготовка участников к групповой работе: собеседование, разъяснение групповых норм, целей и задач группы, заключение контракта с участниками группы.

Тема 3. Цели, задачи и функции ведущего группы при проведении группы.
Цель работы ведущего и способы ее достижения, техника управления группой. Основы техники вмешательства ведущего в групповой процесс в групповом анализе. Роль и место ведущего группы, изменение роли ведущего на различных фазах развития группы. Процесс завершения группы. Общие проблемы теории и практики вмешательства ведущего в групповой процесс в групповом анализе.
Функции ведущего:
наблюдение и отслеживание собственных реакций, анализ группового процесса;
анализ вербальной и невербальной информации;
создание безопасной атмосферы в группе;
предотвращение деструктивности;
поддержание границ группы, то есть временных, пространственных; конфиденциальности и прочих ограничений группы;
работа с нарушениями групповых норм;
усиление наиболее яркой темы групповой ассоциации;
развитие группы как целого, вовлечение всех участников в групповую дискуссию;
обеспечение условий для работы группы;
исследование неосознаваемых процессов, определяющих поведение участников группы;
способствование тому, чтобы участники группы экспериментировали со своим поведением в группе.

Тема 4. Интервенции (вмешательства в групповой процесс) ведущего группы.
Петля интервенции: наблюдение, анализ происходящего в группе, выдвижение гипотез, анализ каждой гипотезы, проверка гипотезы, соотнесение с целями группы, решение о вмешательстве.
Классификация интервенций (вмешательств) ведущего по основанию «вербальная (словесная) – невербальная (несловесная)»:
невербальные интервенции их особенности, преимущества и недостатки;
вербальные интервенции, направленные на группу в целом, на отдельного участника, на межличностное взаимодействие;
вербальные интервенции, направленные на структуру, процесс, содержание
форма интервенции: структура фразы, интонация, подбор слов. Классификация интервенций по основанию структура, содержание, процесс:
Классификация интервенций по цели интервенции:
поддержка границ группы, то есть работа над тем, чтобы группа соответствовала группаналитическим нормам по времени, пространству, конфиденциальности, составу и прочее;
инструктирование, только при собеседовании и заключении контракта на групповую работу;
фасилитация (облегчение) протекания группового процесса, открытая и направленная фасилитация;
вмешательства, способствующие осознанию неосознанного смысла: конфронтация, прояснение, интерпретация (выявление смысла);
углубление взаимодействия;
моделирование рабочего поведения;
отсутствие непосредственного отклика.
Не используемые вмешательства ведущего: самораскрытие и физические действия.

Тема 5. Работа ведущего в сложных ситуациях.
Работа ведущего в сложных ситуациях: начала группы, планового завершения группы, предстоящих вынужденных перерывов в работе группы, конфликтов и агрессии, разрушения группы.

Учебно-тематическая программа предмета «Групповой анализ как интегративная теория»

Тема 1. Групповой анализ как интегративная теория.

Интеграция идей передовых теорий своего времени в групповой анализ. Рассмотрение теоретических положений, интегрированных в групповой анализ из следующих теорий:
общей теории систем (рассмотрение группы как целого);
гештальтпсихологии (понятие гештальта, фигуры и фона);
теории коммуникации (коммуникация как знак, символ, требующие
расшифровки);
динамической теории (адаптация понятий перенос, сопротивление,
защита для групповой работы;
социальных теорий.

Тема 2. История развития группового анализа.
Период до II Мировой войны, военный период, послевоенный период.
Тема 3. Современное состояние группового анализа.
Современное состояние группового анализа в мире и в России. EGATIN – Европейская сеть институтов, обучающих групповому анализу. Обучающие группаналитические институты в Москве, Новосибирске, профессиональные объединения групповых аналитиков в Санкт-Петербурге, Ставрополе, Москве, Новосибирске. История развития группового анализа в Санкт-Петербурге с 1990 по 2021 годы.

Учебно-тематическая программа предмета «Групповые процессы в группаналитической группе»


Тема 1. Групповые процессы в группаналитической группе:
перенос, контрперенос; сопротивления в группе; механизмы защит участников (расщепление, проекция, проективная идентификация). Групповые факторы: эмоциональные, когнитивные, поведенческие, коммуникативные (отзеркаливание, резонанс, локализация, конденсация, трансляция, феномен цепи, сплочение, согласованность).

Тема 2. Фазные, уровневые, системные представления о групповом процессе.

Понятия: групповой процесс, групповое развитие, групповая динамика.
Сравнение существующих концепций группового развития, их неполнота и противоречивость.

Тема 3. Синергетические представления о групповом процессе.
Понятия синергетики, используемые для моделирования группового процесса: группа как система, процессы. самоорганизации в группаналитической группе, аттракторы группового процесса, флуктуации группового процесса, бифуркациии группового процесса, уровни моделирования группового процесса, режимы группового процесса, управляющие параметры, параметры порядка группового процесса, групповая культура.
Синергетическая модель группового процесса как развитие уровневых представлений о групповом процессе.

Учебно-тематическая программа предмета «Профессиональная идентичность группового аналитика»

Тема 1. Требования к профессиональной идентичности группового аналитика и процесс её формирования.
Требование к профессиональной идентичности группового аналитика.
Процесс формирования профессиональной идентичности группового аналитика:
теоретическое обучение;
практическое обучение через ведение групп-аналитической группы при супервизии и поддержке назначенного супервизора, имеющего большой опыт ведения групп;
личностный рост и личностное развитие через участие в больших и малых
группаналитических группах, в качестве участника группы;
непрерывное профессиональное образование: прохождение курсов повышения квалификации, участие в конференциях, круглых столах и других мероприятиях группаналитических профессиональных сообществ.

Тема 2. Профессиональная непригодность к роли группового аналитика, профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание, его причины и следствия.
Профессиональная непригодность: чрезмерная эмоциональность, неспособность переносить агрессию группы, отыгрывание своих чувств в группе, грубость, неуважение к участникам группы, нарушение этических норм.

Тема 3. Этические нормы в работе группового аналитика:
уважение к участникам группы;
запрет на установление личных отношений с участниками группы, особенно сексуальных;
запрет на использование участников группы в личных целях, запрет на принятие подарков от участника группы;
запрет на разглашение информации об участниках группы;
запрет на размещение в интернете своих фотографий и видео в пьяном виде, в непристойной одежде, в непристойных позах.
Причины запретов и последствия их нарушений.