.........................Общество с ограниченной ответственностью
.................................«Институт группового анализа и других психологических практик
...............................................................................................................,,,,,...Утверждено:
..............................................................................................................Приказ № 2.2021
...................................................................................................от 20 января 2021 года
...................................................................................................Генеральный директор
................................................................................................................Дмитриева Т. В.
.............................Программа дополнительного профессионального
......................................образования повышения квалификации
........................................«ОСНОВЫ ГРУППОВОГО АНАЛИЗА»
Дмитриева Т.В. - преподаватель.
Срок освоения программы – 42 часа
Продолжительность обучения – год
г. Санкт-Петербург
...................................................Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………………………..........................3
2. Цели и задачи образовательной программы…………………..………………….........3 3. Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения образовательной программы……………………………………………………..............................4
4. Учебный план программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Основы группового анализа»...5
5. Учебно-тематические планы предметов программы «Основы группового анализа» …………………………………………………………………………….................…..5
5.1. Учебно-тематический план предмета «Введение в групповой анализ» ……........................................................................................................................................5
5.2. Учебно-тематический план предмета «Подготовка и проведение
группаналитических групп» ………………………………………………………..............................6
5.3. Учебно-тематический план предмета «Групповой анализ как
интегративная теория» ……………………………………………………………..................................6
5.4. Учебно-тематический план предмета «Групповые процессы в
группаналитической группе» ………………………………………………………............................7
5.5. Учебно-тематический план предмета «Профессиональная идентичность группового аналитика» ………....……………………………………………………..7
6. Рабочая учебно-тематическая программа повышения квалификации «Основы группового анализа» ...………………………...........………………………………………...7
7. Календарный график обучения…………………………………………..……….................... 13
8. Материально-техническое обеспечение……………………………………..….............…14
9. Организационно-педагогические условия………………………………………............. 14
10. Итоговая аттестация……………………………………………………......................................14
11. Список используемой литературы……………………………………………................… 16
1. Пояснительная записка Настоящая программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Основы группового анализа» (далее Программа) разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012, Приказом Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Программа дополнительного профессионального образования рассчитана на специалистов с высшим психологическим образованием или с психологической переподготовкой и используется для повышения квалификации в области групповой психологической работы.
Структура и содержание Программы. Программа представлена учебным планом, тематическими планами по учебным предметам, рабочей тематической программой.
В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение каждого предмета, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.
В учебно-тематическом плане каждого предмета раскрывается рекомендуемая последовательность изучения тем, указывается распределение учебных часов по темам.
В рабочей тематической программе раскрывается содержание входящих в программу предметов.
2. Цели и задачи образовательной программы Целью дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для профессиональных психологов, состоит в расширении и совершенствовании профессиональной компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации при работе с психологическими группами. Профессия психолога требует непрерывного профессионального образования. В ВУЗах готовят в основном психологов для индивидуальной работы. Работа с группами требует иных навыков и компетенций, по сравнению с индивидуальными подходами. Профессиональная психологическая работа с группами помогает охватить большое количество людей, желающих справится со своими психологическими проблемами, что особо актуально в период пандемии.
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен знать теорию группового анализа как эффективного направления групповой работы. Уметь набирать и проводить группаналитическую группу. Владеть навыками ведущего группы.
3. Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения образовательной программы В результате освоения Программы у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции, необходимые для профессиональной деятельности при работе с группами:
знать основные положения теории группового анализа;
грамотно выстраивать работу с претендентами на участие в группаналитической группе;
понимать основные процессы, протекающие в группе;
знать и уметь использовать различные виды интервенций (вмешательств в групповой процесс ведущего).
В результате изучения и освоения образовательной Программы обучающийся должен выработать следующие умения:
набирать участников в группу;
научиться проводить группаналитическую группу;
Также обучающийся должен овладеть следующими навыками:
навыками управления группой;
навыками вмешательств ведущего в групповой процесс.
4. Учебный план программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Основы группового анализа» № п/п Наименование предметов Всего, часов В том числе Лекции Практические занятия
1 Введение в групповой анализ 8
6 2
2 Подготовка и проведение группаналитических групп 8
6 2 3
Групповой анализ как интегративная теория 8
6 2 4 Групповые процессы в группаналитической группе 8 6 2 5 Профессиональная идентичность группового аналитика, этические нормы группового анализа 8 6 2 Итого 40 30 10 Итоговая аттестация
2 Всего
42 5. Учебно-тематические планы предметов программы «Основы группового анализа» 5.1. Учебно-тематический план предмета «Введение в групповой анализ» № темы Наименование темы Всего часов В том числе Лекции Практические занятия
1 Определение, цели, основные понятия группового анализа 3 3 0
2 Место группового анализа в системе других направлений групповой работы 1 1 0
3 Особенности работы в групповом анализе 2 1 1
4 Области применения группового анализа 1 1 0
5 Виды групп и групповой сеттинг в групповом анализе 1 1 0
Итого 8 7 1 5.2. Учебно-тематический план предмета «Подготовка и проведение группаналитических групп» № Темы Наименование темы Всего часов В том числе Лекции Практические занятия 1
Подготовка условий для проведения группы 1 1 0 2 Формирование группы 2 1 1 3 Цели, задачи и функции ведущего группы при проведении группы. 2 1 1 4 Интервенции (вмешательства в групповой процесс) ведущего группы. 2 1 1 5
Работа ведущего в сложных ситуациях 1 1 0 Итого 8 5 3
5.3. Учебно-тематический план предмета «Групповой анализ как интегративная теория» № темы Наименование темы Всего часов В том числе Лекции Практические занятия 1 Групповой анализ как интегративная теория 3 3 0 2 История развития группового анализа 3 3 0 3 Современное состояние группового анализа 2 2 0 Итого 8 8 0
5.4. Учебно-тематический план предмета «Групповые процессы в группаналитической группе» № темы Наименование темы Всего часов В том числе Лекции Практические занятия 1 Групповые процессы в группаналитической группе 2 1 1 2 Фазные, уровневые, системные представления о групповом процессе 2 1 1 3 Синергетические представления о групповом процессе 4 3 1 Итого 8 5 3
5.5. Учебно-тематический план предмета «Профессиональная идентичность группового аналитика» № темы Наименование темы Всего часов В том числе Лекции Практические занятия 1
Требования к профессиональной идентичности группового аналитика и процесс её формирования 4 3 1 2 Профессиональная непригодность к роли группового аналитика, профессиональное выгорание 2 1 1 3 Этические нормы в работе группового аналитика 2 1 1 Итого 8 5 3
6. Рабочая учебно-тематическая программа повышения квалификации «Основы группового анализа» Учебно-тематическая программа предмета «Введение в групповой анализ» Тема 1. Определение, цели, основные понятия группового анализа.
Определение группового анализа.
Цели групповой работы – развитие навыков коммуникации, развитие осознанности, способности устанавливать отношения с другими, корректировка поведения благодаря откликам участников группы.
Основные понятия группового анализа: групп-аналитическая ситуация; групповая дискуссия (групповая ассоциация); структура, процесс, содержание; первичная матрица, групповая матрица; социальная природа человека, персональное и социальное бессознательное; системный подход: люди, группы, организации в динамическом равновесии.
Тема 2. Место группового анализа в системе других направлений групповой работы.
Система координат для классификации подходов групповой работы.
Сравнение группового анализа с другими подходами в представленной системе координат.
Место группового анализа в системе динамических направлений групповой работы.
Тема 3. Особенности работы в групповом анализе:
изменение участника в группе, посредством группы, а не с помощью упражнений или ведущего;
групповая ситуация, ее особенности и отличия от других подходов;
групповая дискуссия (групповая ассоциация), её отличия от индивидуальной ассоциации;
манифестный и латентный уровни групповой ассоциации; уровни взаимодействия в группе: текущий уровень или уровень социального взаимодействия, уровень переноса, уровень проекции, первичный уровень.
Тема 4. Области применения группового анализа:
социальная сфера (адаптация, социально-психологические отношения, работа с коллективами и организациями для установления рабочего климата);
научение индивида эффективному взаимодействию на личном опыте отношений в группе;
личностный рост и развитие;
формирование профессиональной идентичности специалистов помогающих профессий и других специалистов, работающих с людьми, выработка необходимых для специалистов коммуникативных качеств и навыков;
профилактика профессионального выгорания.
профессиональная и личностная поддержка специалистов в рамках профессиональных союзов и объединений.
Тема 5. Виды групп и групповой сеттинг в групповом анализе.
Виды групп и условия их применения в зависимости от стабильности состава участников, числа участников, однородности состава участников, продолжительности группы и задач, стоящих перед группой. Зависимость между отдельными видами групп.
Учебно-тематическая программа предмета «Подготовка и проведение группаналитической группы» Тема 1. Подготовка условий для проведения группы.
Планирование, подготовка и поддержание условий для проведения группы: определение места, времени, частоты сессий, общей продолжительности групп, оплаты, вида планируемой группы. Особенности подготовительного этапа при работе с организациями. Поддержание условий проведения группы в процессе её проведения.
Тема 2. Формирование группы.
Подбор участников группы: правила подбора, критерии включения и исключения при наборе в группу. Подготовка участников к групповой работе: собеседование, разъяснение групповых норм, целей и задач группы, заключение контракта с участниками группы.
Тема 3. Цели, задачи и функции ведущего группы при проведении группы.
Цель работы ведущего и способы ее достижения, техника управления группой. Основы техники вмешательства ведущего в групповой процесс в групповом анализе. Роль и место ведущего группы, изменение роли ведущего на различных фазах развития группы. Процесс завершения группы. Общие проблемы теории и практики вмешательства ведущего в групповой процесс в групповом анализе.
Функции ведущего:
наблюдение и отслеживание собственных реакций, анализ группового процесса;
анализ вербальной и невербальной информации;
создание безопасной атмосферы в группе;
предотвращение деструктивности;
поддержание границ группы, то есть временных, пространственных; конфиденциальности и прочих ограничений группы;
работа с нарушениями групповых норм;
усиление наиболее яркой темы групповой ассоциации;
развитие группы как целого, вовлечение всех участников в групповую дискуссию;
обеспечение условий для работы группы;
исследование неосознаваемых процессов, определяющих поведение участников группы;
способствование тому, чтобы участники группы экспериментировали со своим поведением в группе.
Тема 4. Интервенции (вмешательства в групповой процесс) ведущего группы.
Петля интервенции: наблюдение, анализ происходящего в группе, выдвижение гипотез, анализ каждой гипотезы, проверка гипотезы, соотнесение с целями группы, решение о вмешательстве.
Классификация интервенций (вмешательств) ведущего по основанию «вербальная (словесная) – невербальная (несловесная)»:
невербальные интервенции их особенности, преимущества и недостатки;
вербальные интервенции, направленные на группу в целом, на отдельного участника, на межличностное взаимодействие;
вербальные интервенции, направленные на структуру, процесс, содержание
форма интервенции: структура фразы, интонация, подбор слов. Классификация интервенций по основанию структура, содержание, процесс:
Классификация интервенций по цели интервенции:
поддержка границ группы, то есть работа над тем, чтобы группа соответствовала группаналитическим нормам по времени, пространству, конфиденциальности, составу и прочее;
инструктирование, только при собеседовании и заключении контракта на групповую работу;
фасилитация (облегчение) протекания группового процесса, открытая и направленная фасилитация;
вмешательства, способствующие осознанию неосознанного смысла: конфронтация, прояснение, интерпретация (выявление смысла);
углубление взаимодействия;
моделирование рабочего поведения;
отсутствие непосредственного отклика.
Не используемые вмешательства ведущего: самораскрытие и физические действия.
Тема 5. Работа ведущего в сложных ситуациях.
Работа ведущего в сложных ситуациях: начала группы, планового завершения группы, предстоящих вынужденных перерывов в работе группы, конфликтов и агрессии, разрушения группы.
Учебно-тематическая программа предмета «Групповой анализ как интегративная теория» Тема 1. Групповой анализ как интегративная теория.
Интеграция идей передовых теорий своего времени в групповой анализ. Рассмотрение теоретических положений, интегрированных в групповой анализ из следующих теорий:
общей теории систем (рассмотрение группы как целого);
гештальтпсихологии (понятие гештальта, фигуры и фона);
теории коммуникации (коммуникация как знак, символ, требующие
расшифровки);
динамической теории (адаптация понятий перенос, сопротивление,
защита для групповой работы;
социальных теорий.
Тема 2. История развития группового анализа.
Период до II Мировой войны, военный период, послевоенный период.
Тема 3. Современное состояние группового анализа.
Современное состояние группового анализа в мире и в России. EGATIN – Европейская сеть институтов, обучающих групповому анализу. Обучающие группаналитические институты в Москве, Новосибирске, профессиональные объединения групповых аналитиков в Санкт-Петербурге, Ставрополе, Москве, Новосибирске. История развития группового анализа в Санкт-Петербурге с 1990 по 2021 годы.
Учебно-тематическая программа предмета «Групповые процессы в группаналитической группе» Тема 1. Групповые процессы в группаналитической группе:
перенос, контрперенос; сопротивления в группе; механизмы защит участников (расщепление, проекция, проективная идентификация). Групповые факторы: эмоциональные, когнитивные, поведенческие, коммуникативные (отзеркаливание, резонанс, локализация, конденсация, трансляция, феномен цепи, сплочение, согласованность).
Тема 2. Фазные, уровневые, системные представления о групповом процессе.
Понятия: групповой процесс, групповое развитие, групповая динамика.
Сравнение существующих концепций группового развития, их неполнота и противоречивость.
Тема 3. Синергетические представления о групповом процессе.
Понятия синергетики, используемые для моделирования группового процесса: группа как система, процессы самоорганизации в группаналитической группе, аттракторы группового процесса, флуктуации группового процесса, бифуркациии группового процесса, уровни моделирования группового процесса, режимы группового процесса, управляющие параметры, параметры порядка группового процесса, групповая культура.
Синергетическая модель группового процесса как развитие уровневых представлений о групповом процессе.
Учебно-тематическая программа предмета «Профессиональная идентичность группового аналитика» Тема 1. Требования к профессиональной идентичности группового аналитика и процесс её формирования. Требование к профессиональной идентичности группового аналитика. Процесс формирования профессиональной идентичности группового аналитика: теоретическое обучение;
практическое обучение через ведение групп-аналитической группы при супервизии и поддержке назначенного супервизора, имеющего большой опыт ведения групп;
личностный рост и личностное развитие через участие в больших и малых
группаналитических группах, в качестве участника группы; непрерывное профессиональное образование: прохождение курсов повышения квалификации, участие в конференциях, круглых столах и других мероприятиях группаналитических профессиональных сообществ.
Тема 2. Профессиональная непригодность к роли группового аналитика, профессиональное выгорание. Профессиональное выгорание, его причины и следствия. Профессиональная непригодность: чрезмерная эмоциональность, неспособность переносить агрессию группы, отыгрывание своих чувств в группе, грубость, неуважение к участникам группы, нарушение этических норм. Тема 3. Этические нормы в работе группового аналитика: уважение к участникам группы;
запрет на установление личных отношений с участниками группы, особенно сексуальных;
запрет на использование участников группы в личных целях, запрет на принятие подарков от участника группы;
запрет на разглашение информации об участниках группы;
запрет на размещение в интернете своих фотографий и видео в пьяном виде, в непристойной одежде, в непристойных позах.
Причины запретов и последствия их нарушений. 7. Календарный график обучения Модуль Предмет Месяц Неделя День недели 1 1. Введение в групповой анализ 09 2 6,7 2 2. Подготовка и проведение группаналитической группы 11 2 6,7 3 3. Групповой анализ как интегративная теория 01 2 6,7 4 4. Групповой процесс в группаналитической группе 03 2 6,7 5 5. Профессиональная идентичность группового аналитика 05 2 6,7
Форма обучения – модульная. Количество часов программы: 40 часов + 2 часа зачет. Срок реализации – 10 месяцев, с сентября по май, каждый модуль программы включает один предмет, частота модулей – 1 раз в 2 месяца, что позволяет обучающимся из разных городов РФ участвовать очно в программе. Каждый модуль – 2 выходных дня.
8. Материально-техническое обеспечение Помещение для обучения 62,8 кв. м., столы – 9 шт., стулья – 30 шт., кресла –10 шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., канцелярские принадлежности: ручки, цветные карандаши, бумага.
9. Организационно-педагогические условия Реализация образовательной программы осуществляется в модульной форме, один раз в два месяца, по выходным дням, что позволяет специалистам из других городов очно принимать участие в программе. Каждый модуль состоит из теоретической части, большинство модулей включает практическую учебную часть. Учебные группы формируются численностью до 8 человек.
Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями в соответствующей учетной документации.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий - 1 академический час (45 минут). Перерывы между часами 5 мин., между парами – 15 мин. Теоретическое и практическое обучение проводится в оборудованном кабинете.
В качестве итоговой аттестации используется зачет.
Зачет проводится с использованием билетов, разработанных в структурном образовательном подразделении, на основе Программы, утвержденной генеральным директором ООО «Институт группового анализа и других психологических практик».
По завершению обучения проводится итоговая аттестация. Состав аттестационной комиссии определяется и утверждается директором образовательного структурного подразделения «ИГАиДПП».
10. Итоговая аттестация Итоговая аттестация проводится в целях контроля успеваемости обучающихся, оценки качества освоения образовательной программы и является обязательной.
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющий задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план. Итоговая аттестация по данной образовательной программе проходит в форме устного зачета. На подготовку к ответу по заданным вопросам отводится 20 минут. Слушатель оценивается по системе зачет/незачет.
В случае успешного прохождения итоговой аттестации слушателю выдается документ установленного образца об образовании - удостоверение о повышении квалификации.
Критерии оценки устного ответа. Оценка "
зачет " ставится, если слушатель: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий; умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; при ответе излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы преподавателя. Показывает знания всего изученного программного материала.
Оценка "
незачет" ставится, если слушатель не усвоил и не раскрыл основное содержание материала, не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов, не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал.
По окончании устного ответа педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка.
Примеры экзаменационных билетов
Билет 1.
1. Групповой анализ. Определение. Основные характеристики метода.
2. Функции ведущего на этапе функционирования группы.
Билет 2.
1. Виды контракта с клиентом на групповую работу. Форма контракта.
2. Виды интервенций (вмешательств в групповой процесс) ведущего и их характеристики. Билет 3
1. Функции ведущего группы во время ведения группы.
2. Развитие теории группового анализа.
Билет 4.
1. Какие идеи были интегрированы в групповой анализ.
2. Процессы отзеркаливания, сплочения в группе.
Билет 5.
1. Место группового анализа среди других направлений групповой работы.
2. Понятие групповой матрицы
Билет 6.
1. Показания и противопоказания к включению клиента в группаналитическую группу.
2. Области применения группового анализа.
Билет 7.
Идентичность группового аналитика.
Групповые нормы и понятие границ в групповом анализе.
Билет 8
1. Этически кодекс группового анализа.
2. Процессы конденсации и резонанса в группаналитической группе.
Билет 9
1. Понятие группаналитической ситуации, ее особенности.
2. Функции ведущего на этапе формирования группы.
Билет 10
1. Основные представления о групповом развитии.
2.Эмоциональные, когнитивные, поведенческие, межличностные факторы группы.
11. Список используемой литературы. Основная литература:
1. Дмитриева Т.В., Шамов В.А. Основы группового анализа. Учебно-методическое пособие. – Восточно-Европейский институт психоанализа. – 2007.- 64 с.
2. Дмитриева Т.В. Синергетическая групповая психотерапия. Групповой анализ. Динамическая групповая психотерапия. – СПб. Лема: 2015. – 414 с.
3. Современный групповой анализ // Сборник статей, составитель Пажильцев И.В. - Алматы – Дарын: 2013. - 213 с.
4. Pines M. Групповая матрица: историческая перспектива /Group Аnаlysis.-1991. - №24
Дополнительная литература:
1. Дмитриева Т.В. Методы наблюдения и психосемантические методы исследования группового процесса в учебных групп-аналитических группах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – 2006. №5(23). – С. 127-131.
2. Дмитриева Т.В. Опыт использования методов групп-анализа для реабилитации специалистов, работавших с пострадавшими в Беслане // Вестник психоанализа. – 2006. № 1-2. – С. 123 – 132.