Общество с ограниченной ответственностью
«Институт группового анализа и других психологических практик»



Программа дополнительного профессионального образования
повышения квалификации
«ОСНОВЫ ГРУППОВОГО АНАЛИЗА»


Срок освоения программы – 40 часов

Продолжительность обучения – 9 месяцев

г. Санкт-Петербург

2021 г.
Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………3

2. Цели и задачи образовательной программы…………………..…………………3

3. Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения образовательной программы…………………………………………………………4

4. Учебный план программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Основы группового анализа» ………………………. 5

5. Учебно-тематические планы предметов программы «Основы группового анализа» ………………………………………………………………………………..5

5.1. Учебно-тематический план предмета «Введение в групповой анализ» ……5

5.2. Учебно-тематический план предмета «Подготовка и проведение

группаналитических групп» ………………………………………………………..6

5.3. Учебно-тематический план предмета «Групповой анализ как

интегративная теория» ……………………………………………………………...6

5.4. Учебно-тематический план предмета «Групповые процессы в

группаналитической группе» ………………………………………………………7

5.5. Учебно-тематический план предмета «Профессиональная идентичность

группового аналитика» ……………………………………………………………..7

6. Рабочая учебно-тематическая программа повышения квалификации «Основы группового анализа» ...………………………………………………………………...7

7. Календарный график обучения…………………………………………..………. 15

8. Материально-техническое обеспечение……………………………………..……16

9. Организационно-педагогические условия………………………………………..16

10. Итоговая аттестация……………………………………………………................16

11. Список используемой литературы……………………………………………… 18







  1. Пояснительная записка

Настоящая программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Основы группового анализа» (далее Программа) разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012, Приказом Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Программа дополнительного профессионального образования рассчитана на специалистов с высшим психологическим образованием или с психологической переподготовкой и используется для повышения квалификации в области групповой психологической работы.

Структура и содержание Программы. Программа представлена учебным планом, тематическими планами по учебным предметам, рабочей тематической программой.

В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение каждого предмета, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.

В учебно-тематическом плане каждого предмета раскрывается рекомендуемая последовательность изучения тем, указывается распределение учебных часов по темам.

В рабочей тематической программе раскрывается содержание входящих в программу предметов.



2. Цели и задачи образовательной программы



Целью дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для профессиональных психологов, состоит в расширении и совершенствовании профессиональной компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации при работе с психологическими группами. Профессия психолога требует непрерывного профессионального образования. В ВУЗах готовят в основном психологов для индивидуальной работы. Работа с группами требует иных навыков и компетенций, по сравнению с индивидуальными подходами. Профессиональная психологическая работа с группами помогает охватить большое количество людей, желающих справится со своими психологическими проблемами, что особо актуально в период пандемии.

В результате освоения образовательной программы обучающийся должен знать теорию группового анализа как эффективного направления групповой работы. Уметь набирать и проводить группаналитическую группу. Владеть навыками ведущего группы.



3. Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения образовательной программы



В результате освоения Программы у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции, необходимые для профессиональной деятельности при работе с группами:

В результате изучения и освоения образовательной Программы обучающийся должен выработать следующие умения:

Также обучающийся должен овладеть следующими навыками:



















Учебный план программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Основы группового анализа»











































5. Учебно-тематические планы предметов программы

«Основы группового анализа»



5.1. Учебно-тематический план предмета «Введение в групповой анализ»

































5.2. Учебно-тематический план предмета

«Подготовка и проведение группаналитических групп»







































5.3. Учебно-тематический план предмета

«Групповой анализ как интегративная теория»









































5.4. Учебно-тематический план предмета

«Групповые процессы в группаналитической группе»





























5.5. Учебно-тематический план предмета

«Профессиональная идентичность группового аналитика»

































6. Рабочая учебно-тематическая программа повышения квалификации

«Основы группового анализа»



Учебно-тематическая программа предмета «Введение в групповой анализ»



Тема 1. Определение, цели, основные понятия группового анализа.



Тема 2. Место группового анализа в системе других направлений групповой работы.

Система координат для классификации подходов групповой работы.

Сравнение группового анализа с другими подходами в представленной системе координат.

Место группового анализа в системе динамических направлений групповой работы.



Тема 3. Особенности работы в групповом анализе:

Практическое занятие. Ролевая игра «Особенности работы в групповом анализе». Роли обучающихся: «ведущий группы», «участники группы». Распределение ролей среди обучающихся. Проведение группы «ведущим» с «участниками группы». После завершения ролевой игры преподаватель обсуждает с обучающимися, какие уровни групповой ассоциации и уровни взаимодействия имели место в проведенной группе, что в действиях «ведущего» соответствовало и не соответствовало группаналитическому подходу.



Тема 4. Области применения группового анализа:



Тема 5. Виды групп и групповой сеттинг в групповом анализе.

Виды групп и условия их применения в зависимости от стабильности состава участников, числа участников, однородности состава участников, продолжительности группы и задач, стоящих перед группой. Зависимость между отдельными видами групп.



Учебно-тематическая программа предмета «Подготовка и проведение группаналитической группы»



Тема 1. Подготовка условий для проведения группы.

Планирование, подготовка и поддержание условий для проведения группы: определение места, времени, частоты сессий, общей продолжительности групп, оплаты, вида планируемой группы. Особенности подготовительного этапа при работе с организациями. Поддержание условий проведения группы в процессе её проведения.



Тема 2. Формирование группы.

Подбор участников группы: правила подбора, критерии включения и исключения при наборе в группу. Подготовка участников к групповой работе: собеседование, разъяснение групповых норм, целей и задач группы, заключение контракта с участниками группы.

Практическое занятие. Ролевая игра «Собеседование с претендентом на групповую работу». Роли обучающихся: «ведущий», «претендент на групповую работу», «первый наблюдатель», «второй наблюдатель». Разбивка участников на четверки и распределение ролей обучающихся. Каждая четверка работает автономно. «Ведущий» проводит собеседование с «претендентом на обучение» и заключает контракт, преподаватель наблюдает за процессами в четверках и при необходимости корректирует их. После завершения ролевой игры «наблюдатели» дают обратную связь «ведущему» о процессе собеседования, и далее преподаватель отвечает на возникшие в процессе ролевой игры вопросы обучающихся.



Тема 3. Цели, задачи и функции ведущего группы при проведении группы.

Цель работы ведущего и способы ее достижения, техника управления группой. Основы техники вмешательства ведущего в групповой процесс в групповом анализе. Роль и место ведущего группы, изменение роли ведущего на различных фазах развития группы. Процесс завершения группы. Общие проблемы теории и практики вмешательства ведущего в групповой процесс в групповом анализе.

Функции ведущего:

Практическое занятие. Ролевая игра «Функции ведущего группы». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. «Ведущий» проводит группу с «участниками группы». Преподаватель после завершения ролевой игры обсуждает с обучающимися, какие функции и каким образом выполнял «ведущий» в процессе проведения ролевой игры.



Тема 4. Интервенции (вмешательства в групповой процесс) ведущего группы.

Петля интервенции: наблюдение, анализ происходящего в группе, выдвижение гипотез, анализ каждой гипотезы, проверка гипотезы, соотнесение с целями группы, решение о вмешательстве.

Классификация интервенций (вмешательств) ведущего по основанию «вербальная (словесная) – невербальная (несловесная)»:

Классификация интервенций по цели интервенции:

Не используемые вмешательства ведущего: самораскрытие и физические действия.

Практическое занятие. Ролевая игра «Интервенции ведущего группы». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. «Ведущий» проводит группу с «участниками группы». Преподаватель после завершения ролевой игры обсуждает с участниками, какие виды интервенции и как были использованы «ведущим» в ролевой игре.



Тема 5. Работа ведущего в сложных ситуациях.

Работа ведущего в сложных ситуациях: начала группы, планового завершения группы, предстоящих вынужденных перерывов в работе группы, конфликтов и агрессии, разрушения группы, завершение группы.



Учебно-тематическая программа предмета «Групповой анализ как интегративная теория»



Тема 1. Групповой анализ как интегративная теория.

Интеграция идей передовых теорий своего времени в групповой анализ. Рассмотрение теоретических положений, интегрированных в групповой анализ из следующих теорий:

расшифровки);

защита для групповой работы;



Тема 2. История развития группового анализа.

Период до II Мировой войны, военный период, послевоенный период.



Тема 3. Современное состояние группового анализа.

Современное состояние группового анализа в мире и в России. EGATIN – Европейская сеть институтов, обучающих групповому анализу. Обучающие группаналитические институты в Москве, Новосибирске, профессиональные объединения групповых аналитиков в Санкт-Петербурге, Ставрополе, Москве, Новосибирске. История развития группового анализа в Санкт-Петербурге с 1990 по 2021 годы.



Учебно-тематическая программа предмета «Групповые процессы в группаналитической группе»



Тема 1. Групповые процессы в группаналитической группе:

перенос, контрперенос; сопротивления в группе; механизмы защит участников (расщепление, проекция, проективная идентификация). Групповые факторы: эмоциональные, когнитивные, поведенческие, коммуникативные (отзеркаливание, резонанс, локализация, конденсация, трансляция, феномен цепи, сплочение, согласованность).

Практическое занятие. Ролевая игра «Групповые процессы в группаналитической группе». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися.

Проведение группы «ведущим» с «участниками группы». После завершения ролевой игры преподаватель обсуждает с обучающимися, какие процессы (переносы, сопротивления, защиты, групповые факторы) имели место при проведенной группе.





Тема 2. Фазные, уровневые, системные представления о групповом процессе.

Понятия: групповой процесс, групповое развитие, групповая динамика.

Сравнение существующих концепций группового развития, их неполнота и противоречивость.

Практическое занятие. Ролевая игра «Групповое развитие в группаналитической группе». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися.

Проведение группы «ведущим» с «участниками группы». После завершения ролевой игры преподаватель обсуждает с обучающимися, какие этапы развития прошла группа с точки зрения фазных, уровневых, системных представлений.



Тема 3. Синергетические представления о групповом процессе.

Понятия синергетики, используемые для моделирования группового процесса: группа как система, процессы самоорганизации в группаналитической группе, аттракторы группового процесса, флуктуации группового процесса, бифуркациии группового процесса, уровни моделирования группового процесса, режимы группового процесса, управляющие параметры, параметры порядка группового процесса, групповая культура.

Синергетическая модель группового процесса как развитие уровневых представлений о групповом процессе.

Практическое занятие. Ролевая игра «Синергетические представления о групповом процессе». Роли: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. Проведение группы «ведущим» с «участниками группы». После завершения ролевой игры преподаватель обсуждает с обучающимися, элементы каких групповых культур присутствовали в группе в процессе ролевой игры, признаки этих групповых культур, флюктуации группового процесса, режимы группового процесса.



Учебно-тематическая программа предмета «Профессиональная идентичность группового аналитика»



Тема 1. Требования к профессиональной идентичности группового аналитика и процесс её формирования.

Требование к профессиональной идентичности группового аналитика.

Процесс формирования профессиональной идентичности группового аналитика:

группаналитических группах, в качестве участника группы;

Практическое занятие «Формирование профессиональной идентичности группового аналитика». Преподаватель предлагает обучающимся анонимно письменно ответить на вопрос: «Какие вы видите на настоящий момент несоответствия вашей личной идентичности и профессиональной идентичности группового аналитика». Преподаватель собирает записи, перемешивает их и зачитывает в группе. Далее преподаватель проводит обсуждение с обучающимися сложностей формирования профессиональной идентичности и путей сближения личностной и профессиональной идентичности.

.

Тема 2. Профессиональная непригодность к роли группового аналитика, профессиональное выгорание.

Профессиональное выгорание, его причины и следствия.

Профессиональная непригодность: чрезмерная эмоциональность, неспособность переносить агрессию группы, отыгрывание своих чувств в группе, грубость, неуважение к участникам группы, нарушение этических норм.

Практическое занятие. «Отыгрывание чувств ведущего в группе» Преподаватель предлагает обучающимся анонимно записать интервенцию, которую они бы дали в роли ведущего группы в ответ на травмирующую ведущего ситуацию, например мат одного из участников группы в адрес ведущего, выбегание участника из группы, заявление участника об уходе из группы, так как группа ему ничего не дает. Преподаватель перемешивает записи с ответами обучающихся и зачитывает их в группе. Преподаватель обсуждает с обучающимися какие из предложенных реакций ведущего наиболее адекватны и не содержат отыгрываний чувств ведущего.



Тема 3. Этические нормы в работе группового аналитика:

Причины запретов и последствия их нарушений.

Практическое занятие «Обсуждение положений Этического кодекса». Преподаватель обсуждает с обучающимися положения конкретного этического кодекса – этического кодекса Общества группового анализа Санкт-Петербурга.



7. Календарный график обучения



Модуль Предмет Месяц Неделя День недели 1 1. Введение в групповой анализ 09 2 6,7 2 2. Подготовка и проведение группаналитической группы 11 2 6,7 3 3. Групповой анализ как интегративная теория 01 2 6,7 4 4. Групповой процесс в группаналитической группе 03 2 6,7 5 5. Профессиональная идентичность группового аналитика 05 2 6,7

Форма обучения – модульная. Количество часов программы: 38 часов + 2 часа зачет. Срок реализации – 9 месяцев, с сентября по май, каждый модуль программы включает один предмет, частота модулей – 1 раз в 2 месяца, что позволяет обучающимся из разных городов РФ участвовать очно в программе. Каждый модуль – 2 выходных дня.









8. Материально-техническое обеспечение



Помещение для обучения 62,8 кв. м., столы – 9 шт., стулья – 30 шт., кресла –10 шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., канцелярские принадлежности: ручки, цветные карандаши, бумага.





9. Организационно-педагогические условия



Реализация образовательной программы осуществляется в модульной форме, один раз в два месяца, по выходным дням, что позволяет специалистам из других городов очно принимать участие в программе. Каждый модуль состоит из теоретической части, большинство модулей включает практическую учебную часть. Учебные группы формируются численностью до 8 человек.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями в соответствующей учетной документации.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий - 1 академический час (45 минут). Перерывы между часами 5 мин., между парами – 15 мин. Теоретическое и практическое обучение проводится в оборудованном кабинете.

В качестве итоговой аттестации используется зачет.

Зачет проводится с использованием билетов, разработанных в структурном образовательном подразделении, на основе Программы, утвержденной генеральным директором ООО «Институт группового анализа и других психологических практик».

По завершению обучения проводится итоговая аттестация. Состав аттестационной комиссии определяется и утверждается директором образовательного структурного подразделения «ИГАиДПП».

10. Итоговая аттестация



Итоговая аттестация проводится в целях контроля успеваемости обучающихся, оценки качества освоения образовательной программы и является обязательной.

К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющий задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план. Итоговая аттестация по данной образовательной программе проходит в форме устного зачета. На подготовку к ответу по заданным вопросам отводится 20 минут. Слушатель оценивается по системе зачет/незачет.



В случае успешного прохождения итоговой аттестации слушателю выдается документ установленного образца об образовании - удостоверение о повышении квалификации.



Критерии оценки устного ответа. Оценка "зачёт" ставится, если слушатель: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий; умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; при ответе излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы преподавателя. Показывает знания всего изученного программного материала.



Оценка " незачёт" ставится, если слушатель не усвоил и не раскрыл основное содержание материала, не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов, не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал.

По окончании устного ответа педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка.



Примеры экзаменационных билетов



Билет 1.

1. Групповой анализ. Определение. Основные характеристики метода.

2. Функции ведущего на этапе функционирования группы.

Билет 2.

1. Виды контракта с клиентом на групповую работу. Форма контракта.

2. Виды интервенций (вмешательств в групповой процесс) ведущего и их характеристики.

Билет 3

1. Функции ведущего группы во время ведения группы.

2. Развитие теории группового анализа.

Билет 4.

1. Какие идеи были интегрированы в групповой анализ.

2. Процессы отзеркаливания, сплочения в группе.

Билет 5.

1. Место группового анализа среди других направлений групповой работы.

2. Понятие групповой матрицы как системы связей и отношений в группе.

Билет 6.

1. Показания и противопоказания к включению клиента в группаналитическую группу.

2. Области применения группового анализа.

Билет 7.

Идентичность группового аналитика.

Групповые нормы и понятие границ в групповом анализе.

Билет 8

1. Этически кодекс группового анализа.

2. Процессы конденсации и резонанса в группаналитической группе.

Билет 9

1. Понятие группаналитической ситуации, ее особенности.

2. Функции ведущего на этапе формирования группы.

Билет 10

1. Основные представления о групповом развитии.

2.Эмоциональные, когнитивные, поведенческие, межличностные факторы группы.





11. Список используемой литературы.



Основная литература:



  1. Дмитриева Т.В., Шамов В.А. Основы группового анализа. Учебно-методическое пособие. – Восточно-Европейский институт психоанализа. – 2007. - 64 с.

  2. Современный групповой анализ // Сборник статей, составитель Пажильцев И.В. - Алматы – Дарын: 2013. - 213 с.

  3. Pines M. Групповая матрица: историческая перспектива /Group Аnаlysis.-1991. - №24





Дополнительная литература:



1 Дмитриева Т.В. Методы наблюдения и психосемантические методы сследования группового процесса в учебных групп-аналитических группах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – 2006. №5(23). – С. 127-131.

2. Дмитриева Т.В. Опыт использования методов групп-анализа для реабилитации специалистов, работавших с пострадавшими в Беслане // Вестник психоанализа. – 2006. № 1-2. – С. 123 – 132.