Структура и содержание курса "Основы группового анализа"
(Повышение квалификации)
Во время участия в курсе обучающиеся проходят психотерапевтические малые группы (европейский термин, в РФ используется термин психокоррекционные группы).
Малая группа включает в себя 5-10 человек В малой группе воспроизводятся и прорабатываются семейные отношения участников.
Обучающиеся принимают участие в средней или большой группе курса, включающей всех студентов курса.
Средняя группа включает 13-30 человек. Большая группа включает 30-100 человек. В средней или в большой группе воспроизводятся и прорабатываются социальные отношения участников.
Лекции и Семинары
Основные темы программы курса можно посмотреть ниже. На семинарах прорабатываются темы лекций.
Тематические модули курса "Основы группового анализа"
МОДУЛЬ 1. Учебно-тематическая программа предмета «Введение в групповой анализ»

Тема 1. Определение, цели, основные понятия группового анализа.
Определение группового анализа.
Цели групповой работы
Основные понятия группового анализа: групп-аналитическая ситуация; групповая дискуссия (групповая ассоциация); структура, процесс, содержание; первичная матрица, групповая матрица; социальная природа человека, персональное и социальное бессознательное; системный подход: люди, группы, организации в динамическом равновесии.

Тема 2. Место группового анализа в системе других направлений групповой работы.
Система координат для классификации подходов групповой работы.
Сравнение группового анализа с другими подходами в представленной системе координат.
Место группового анализа в системе динамических направлений групповой работы.

Тема 3. Особенности работы в групповом анализе:

Изменение участника в группе, посредством группы, а не с помощью упражнений или ведущего.
Групповая ситуация, ее особенности и отличия от других подходов.
Групповая дискуссия (групповая ассоциация), её отличия от индивидуальной ассоциации;
Манифестный и латентный уровни групповой ассоциации; уровни взаимодействия в группе.
Практическое занятие. Ролевая игра «Особенности работы в групповом анализе». Роли обучающихся: «ведущий группы», «участники группы». Распределение ролей среди обучающихся. Проведение группы «ведущим» с «участниками группы». После завершения ролевой игры преподаватель обсуждает с обучающимися, какие уровни групповой ассоциации и уровни взаимодействия имели место в проведенной группе, что в действиях «ведущего» соответствовало и не соответствовало группаналитическому подходу.

Тема 4. Области применения группового анализа.
Социальная сфера (адаптация, социально-психологические отношения, работа с коллективами и организациями для установления рабочего климата).
Научение индивида эффективному взаимодействию на личном опыте отношений в группе.
Личностный рост и развитие.
Клиническое применение.
Формирование профессиональной идентичности специалистов помогающих профессий и других специалистов, работающих с людьми, выработка необходимых для специалистов коммуникативных качеств и навыков.
Профилактика профессионального выгорания.
Профессиональная и личностная поддержка специалистов в рамках профессиональных союзов и объединений.

Тема 5. Виды групп и групповой сеттинг в групповом анализе.
Виды групп и условия их применения в зависимости от стабильности состава участников, числа участников, однородности состава участников, продолжительности группы и задач, стоящих перед группой. Зависимость между отдельными видами групп.
Модуль 2. Учебно-тематическая программа предмета «Подготовка и проведение группаналитической группы»

Тема 1. Подготовка условий для проведения группы.
Планирование, подготовка и поддержание условий для проведения группы: определение места, времени, частоты сессий, общей продолжительности групп, оплаты, вида планируемой группы. Особенности подготовительного этапа при работе с организациями. Поддержание условий проведения группы в процессе её проведения.

Тема 2. Формирование группы.
Подбор участников группы: правила подбора, критерии включения и исключения при наборе в группу. Подготовка участников к групповой работе: собеседование, разъяснение групповых норм, целей и задач группы, заключение контракта с участниками группы.
Практическое занятие. Ролевая игра «Собеседование с претендентом на групповую работу». Роли обучающихся: «ведущий», «претендент на групповую работу», «первый наблюдатель», «второй наблюдатель». Разбивка участников на четверки и распределение ролей обучающихся. Каждая четверка работает автономно. «Ведущий» проводит собеседование с «претендентом на обучение» и заключает контракт, преподаватель наблюдает за процессами в четверках и при необходимости корректирует их. После завершения ролевой игры «наблюдатели» дают обратную связь «ведущему» о процессе собеседования, и далее преподаватель отвечает на возникшие в процессе ролевой игры вопросы обучающихся.

Тема 3. Цели, задачи и функции ведущего группы при проведении группы.
Цель работы ведущего и способы ее достижения, техника управления группой. Основы техники вмешательства ведущего в групповой процесс в групповом анализе. Роль и место ведущего группы, изменение роли ведущего на различных фазах развития группы. Процесс завершения группы. Общие проблемы теории и практики вмешательства ведущего в групповой процесс в групповом анализе.
Функции ведущего.

Практическое занятие. Ролевая игра «Функции ведущего группы». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. «Ведущий» проводит группу с «участниками группы». Преподаватель после завершения ролевой игры обсуждает с обучающимися, какие функции и каким образом выполнял «ведущий» в процессе проведения ролевой игры.

Тема 4. Интервенции (вмешательства в групповой процесс) ведущего группы.
Петля интервенции. наблюдение, анализ происходящего в группе, выдвижение гипотез, анализ каждой гипотезы, проверка гипотезы, соотнесение с целями группы, решение о вмешательстве.
Классификация интервенций (вмешательств) ведущего по основанию «вербальная (словесная) – невербальная (несловесная)»:
невербальные интервенции их особенности, преимущества и недостатки;
вербальные интервенции, направленные на группу в целом, на отдельного участника, на межличностное взаимодействие;
вербальные интервенции, направленные на структуру, процесс, содержание
Форма интервенции: структура фразы, интонация, подбор слов. Классификация интервенций по основанию структура, содержание, процесс.
Классификация интервенций по цели интервенции: поддержка границ группы, инструктирование, фасилитация (облегчение) протекания группового процесса, открытая и направленная фасилитация.
Вмешательства, способствующие осознанию неосознанного смысла: конфронтация, прояснение, интерпретация (выявление смысла);
Углубление взаимодействия. Ммоделирование рабочего поведения. Отсутствие непосредственного отклика.
Не используемые вмешательства ведущего: самораскрытие и физические действия.

Практическое занятие. Ролевая игра «Интервенции ведущего группы». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. «Ведущий» проводит группу с «участниками группы». Преподаватель после завершения ролевой игры обсуждает с участниками, какие виды интервенции и как были использованы «ведущим» в ролевой игре.

Тема 5. Работа ведущего в сложных ситуациях.
Работа ведущего в сложных ситуациях: начала группы, планового завершения группы, предстоящих вынужденных перерывов в работе группы, конфликтов и агрессии, разрушение группы, завершение группы.

Модуль 2. Учебно-тематическая программа предмета «Подготовка и проведение группаналитической группы»

Тема 1. Подготовка условий для проведения группы.
Планирование, подготовка и поддержание условий для проведения группы: определение места, времени, частоты сессий, общей продолжительности групп, оплаты, вида планируемой группы. Особенности подготовительного этапа при работе с организациями. Поддержание условий проведения группы в процессе её проведения.

Тема 2. Формирование группы.
Подбор участников группы: правила подбора, критерии включения и исключения при наборе в группу. Подготовка участников к групповой работе: собеседование, разъяснение групповых норм, целей и задач группы, заключение контракта с участниками группы.
Практическое занятие. Ролевая игра «Собеседование с претендентом на групповую работу». Роли обучающихся: «ведущий», «претендент на групповую работу», «первый наблюдатель», «второй наблюдатель». Разбивка участников на четверки и распределение ролей обучающихся. Каждая четверка работает автономно. «Ведущий» проводит собеседование с «претендентом на обучение» и заключает контракт, преподаватель наблюдает за процессами в четверках и при необходимости корректирует их. После завершения ролевой игры «наблюдатели» дают обратную связь «ведущему» о процессе собеседования, и далее преподаватель отвечает на возникшие в процессе ролевой игры вопросы обучающихся.

Тема 3. Цели, задачи и функции ведущего группы при проведении группы.
Цель работы ведущего и способы ее достижения, техника управления группой. Основы техники вмешательства ведущего в групповой процесс в групповом анализе. Роль и место ведущего группы, изменение роли ведущего на различных фазах развития группы. Процесс завершения группы. Общие проблемы теории и практики вмешательства ведущего в групповой процесс в групповом анализе.
Функции ведущего.

Практическое занятие. Ролевая игра «Функции ведущего группы». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. «Ведущий» проводит группу с «участниками группы». Преподаватель после завершения ролевой игры обсуждает с обучающимися, какие функции и каким образом выполнял «ведущий» в процессе проведения ролевой игры.

Тема 4. Интервенции (вмешательства в групповой процесс) ведущего группы.
Петля интервенции. наблюдение, анализ происходящего в группе, выдвижение гипотез, анализ каждой гипотезы, проверка гипотезы, соотнесение с целями группы, решение о вмешательстве.
Классификация интервенций (вмешательств) ведущего по основанию «вербальная (словесная) – невербальная (несловесная)»:
невербальные интервенции их особенности, преимущества и недостатки;
вербальные интервенции, направленные на группу в целом, на отдельного участника, на межличностное взаимодействие;
вербальные интервенции, направленные на структуру, процесс, содержание
Форма интервенции: структура фразы, интонация, подбор слов. Классификация интервенций по основанию структура, содержание, процесс.
Классификация интервенций по цели интервенции: поддержка границ группы, инструктирование, фасилитация (облегчение) протекания группового процесса, открытая и направленная фасилитация.
Вмешательства, способствующие осознанию неосознанного смысла: конфронтация, прояснение, интерпретация (выявление смысла);
Углубление взаимодействия. Ммоделирование рабочего поведения. Отсутствие непосредственного отклика.
Не используемые вмешательства ведущего: самораскрытие и физические действия.

Практическое занятие. Ролевая игра «Интервенции ведущего группы». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. «Ведущий» проводит группу с «участниками группы». Преподаватель после завершения ролевой игры обсуждает с участниками, какие виды интервенции и как были использованы «ведущим» в ролевой игре.

Тема 5. Работа ведущего в сложных ситуациях.
Работа ведущего в сложных ситуациях: начала группы, планового завершения группы, предстоящих вынужденных перерывов в работе группы, конфликтов и агрессии, разрушение группы, завершение группы.

Модуль 3.
Учебно-тематическая программа предмета «Групповой анализ как интегративная теория»

Тема 1. Групповой анализ как интегративная теория.
Интеграция идей передовых теорий своего времени в групповой анализ. Рассмотрение теоретических положений, интегрированных в групповой анализ из следующих теорий:
общей теории систем (рассмотрение группы как целого);
гештальтпсихологии (понятие гештальта, фигуры и фона);
теории коммуникации (коммуникация как знак, символ, требующие расшифровки);
динамической теории (адаптация понятий перенос, сопротивление,
защита для групповой работы;
социальных теорий.

Тема 2. История развития группового анализа.
Период до II Мировой войны, военный период, послевоенный период.

Тема 3. Современное состояние группового анализа.
Современное состояние группового анализа в мире и в России. EGATIN – Европейская сеть институтов, обучающих групповому анализу. Обучающие группаналитические институты в Москве, Новосибирске, профессиональные объединения групповых аналитиков в Санкт-Петербурге, Ставрополе, Москве, Новосибирске. История развития группового анализа в Санкт-Петербурге с 1990 по 2021 годы.

Модуль 4 Учебно-тематическая программа предмета «Групповые процессы в группаналитической группе»

Тема 1. Групповые процессы в группаналитической группе:
перенос, контрперенос; сопротивления в группе; механизмы защит участников (расщепление, проекция, проективная идентификация). Групповые факторы: эмоциональные, когнитивные, поведенческие, коммуникативные (отзеркаливание, резонанс, локализация, конденсация, трансляция, феномен цепи, сплочение, согласованность).

Практическое занятие. Ролевая игра «Групповые процессы в группаналитической группе». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. Проведение группы «ведущим» с «участниками группы». После завершения ролевой игры преподаватель обсуждает с обучающимися, какие процессы (переносы, сопротивления, защиты, групповые факторы) имели место при проведенной группе.

Тема 2. Фазные, уровневые, системные представления о групповом процессе.
Понятия: групповой процесс, групповое развитие, групповая динамика.
Сравнение существующих концепций группового развития, их неполнота и противоречивость.

Практическое занятие. Ролевая игра «Групповое развитие в группаналитической группе». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. Проведение группы «ведущим» с «участниками группы». После завершения ролевой игры преподаватель обсуждает с обучающимися, какие этапы развития прошла группа с точки зрения фазных, уровневых, системных представлений.

Тема 3. Синергетические представления о групповом процессе.
Понятия синергетики, используемые для моделирования группового процесса: группа как система, процессы самоорганизации в группаналитической группе, аттракторы группового процесса, флуктуации группового процесса, бифуркациии группового процесса, уровни моделирования группового процесса, режимы группового процесса, управляющие параметры, параметры порядка группового процесса, групповая культура.
Синергетическая модель группового процесса как развитие уровневых представлений о групповом процессе.

Практическое занятие. Ролевая игра «Синергетические представления о групповом процессе». Роли: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. Проведение группы «ведущим» с «участниками группы». После завершения ролевой игры преподаватель обсуждает с обучающимися, элементы каких групповых культур присутствовали в группе в процессе ролевой игры, признаки этих групповых культур, флюктуации группового процесса, режимы группового процесса.
Модуль 5 Учебно-тематическая программа предмета «Профессиональная идентичность группового аналитика»

Тема 1. Требования к профессиональной идентичности группового аналитика и процесс её формирования.


Практическое занятие «Формирование профессиональной идентичности группового аналитика». Преподаватель предлагает обучающимся анонимно письменно ответить на вопрос: «Какие вы видите на настоящий момент несоответствия вашей личной идентичности и профессиональной идентичности группового аналитика». Преподаватель собирает записи, перемешивает их и зачитывает в группе. Далее преподаватель проводит обсуждение с обучающимися сложностей формирования профессиональной идентичности и путей сближения личностной и профессиональной идентичности.

Тема 2. Профессиональная непригодность к роли группового аналитика, профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание, его причины и следствия.
Профессиональная непригодность: чрезмерная эмоциональность, неспособность переносить агрессию группы, отыгрывание своих чувств в группе, грубость, неуважение к участникам группы, нарушение этических норм.

Практическое занятие. «Отыгрывание чувств ведущего в группе» Преподаватель предлагает обучающимся анонимно записать интервенцию, которую они бы дали в роли ведущего группы в ответ на травмирующую ведущего ситуацию, например мат одного из участников группы в адрес ведущего, выбегание участника из группы, заявление участника об уходе из группы, так как группа ему ничего не дает. Преподаватель перемешивает записи с ответами обучающихся и зачитывает их в группе. Преподаватель обсуждает с обучающимися какие из предложенных реакций ведущего наиболее адекватны и не содержат отыгрываний чувств ведущего.

Тема 3. Этические нормы в работе группового аналитика:

Практическое занятие «Обсуждение положений Этического кодекса». Преподаватель обсуждает с обучающимися положения конкретного этического кодекса – этического кодекса Общества группового анализа Санкт-Петербурга.