Модуль 4 Учебно-тематическая программа предмета «Групповые процессы в группаналитической группе» Тема 1. Групповые процессы в группаналитической группе:
перенос, контрперенос; сопротивления в группе; механизмы защит участников (расщепление, проекция, проективная идентификация). Групповые факторы: эмоциональные, когнитивные, поведенческие, коммуникативные (отзеркаливание, резонанс, локализация, конденсация, трансляция, феномен цепи, сплочение, согласованность).
Практическое занятие. Ролевая игра «Групповые процессы в группаналитической группе». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. Проведение группы «ведущим» с «участниками группы». После завершения ролевой игры преподаватель обсуждает с обучающимися, какие процессы (переносы, сопротивления, защиты, групповые факторы) имели место при проведенной группе.
Тема 2. Фазные, уровневые, системные представления о групповом процессе.
Понятия: групповой процесс, групповое развитие, групповая динамика.
Сравнение существующих концепций группового развития, их неполнота и противоречивость.
Практическое занятие. Ролевая игра «Групповое развитие в группаналитической группе». Роли обучающихся: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. Проведение группы «ведущим» с «участниками группы». После завершения ролевой игры преподаватель обсуждает с обучающимися, какие этапы развития прошла группа с точки зрения фазных, уровневых, системных представлений.
Тема 3. Синергетические представления о групповом процессе.
Понятия синергетики, используемые для моделирования группового процесса: группа как система, процессы самоорганизации в группаналитической группе, аттракторы группового процесса, флуктуации группового процесса, бифуркациии группового процесса, уровни моделирования группового процесса, режимы группового процесса, управляющие параметры, параметры порядка группового процесса, групповая культура.
Синергетическая модель группового процесса как развитие уровневых представлений о групповом процессе.
Практическое занятие. Ролевая игра «Синергетические представления о групповом процессе». Роли: «ведущий», «участники группы». Распределение ролей между обучающимися. Проведение группы «ведущим» с «участниками группы». После завершения ролевой игры преподаватель обсуждает с обучающимися, элементы каких групповых культур присутствовали в группе в процессе ролевой игры, признаки этих групповых культур, флюктуации группового процесса, режимы группового процесса.